ЩЕДРИН Родион Константинович
16 декабря 2012 года

Выдающийся российский композитор Родион Щедрин в воскресенье отметит 80-летний юбилей.

Ниже приводится биографическая справка.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии России, композитор Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыканта-теоретика.

Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и в октябре 1941 года семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев.

После возвращения в Москву продолжил обучение в Московском хоровом училище имени Свешникова (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), которое окончил в 1950 году.

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета - фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина.

В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории.

С 1965 по 1969 год Родион Щедрин работал преподавателем Московской консерватории.

По окончании аспирантуры Щедрин имел в своем творческом активе балет "Конек-Горбунок" (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958).

В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение - балет "Кармен-сюиту" (1967), впервые обратился к опере "Не только любовь" (1961), начал серию концертов для оркестра "Озорные частушки" (1963) и "Звоны"(1968), сочинил оратории "Поэтория" (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и "Ленин в сердце народном" (1969), а также 24 прелюдии и фуги.

Щедрин рано завоевал известность в театральных жанрах: его балеты "Конек-Горбунок", "Кармен-сюита", опера "Не только любовь" (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидел свет балет "Анна Каренина" (1972).

Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера "Мертвые души" по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора. Автор ввел в произведение такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным (вторым) хором, а главное - разделил сцену на две параллельные, расслоив оперу на две автономно идущие оперы - народную и профессиональную. Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и помещиков "мертвых душ".

В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение "Музыкальное приношение" для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкому композитору Иоганну Баху.

В 1980-е годы Щедрин написал балеты "Чайка" (1979) и "Дама с собачкой" (1985), "Автопортрет" для симфонического оркестра (1984). 1000-летию принятия христианства на Руси посвящены "Стихира на тысячелетие крещения Руси" (1987) и "Запечатленный ангел" (1988) - хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой).

Среди значительных произведений 1990-х годов - опера "Лолита" по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта - для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов - Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.

В 2002 году в нью-йоркском концертном зале "Карнеги-холл" состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра "Диалоги с Шостаковичем". В декабре того же года в Линкольн-центре в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина "Очарованный странник" по повести Николая Лескова.

В 2006 году композитором была закончена "Боярыня Морозова" - русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.

В последние годы Родион Щедрин написал симфонический фрагмент для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008), произведение "Поездка в Айзенштадт" для скрипки и фортепиано (2009), Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера "Апокалипсис" для трех органов и трех труб (2010), драматическую сцену для сопрано и симфонического оркестра "Клеопатра и змея" (2011).

Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором была создана виртуозная концертная пьеса "Чайковский-этюд" для фортепиано, ставшая обязательной в качестве современного произведения.

Родион Щедрин вел активную общественную деятельность. С 1973 по 1990 год занимал пост председателя Союза композиторов РСФСР.

В 1989 году Щедрин был избран в Верховный Совет СССР.

Композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, среди них "Высота" (1957), "Коммунист" (1957), "Нормандия - Неман" (1959), "Анна Каренина" (1967), "Сюжет для небольшого рассказа".

Является автором книг: "Монологи разных лет" (2002) и "Автобиографические записи" (2008).

Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными наградами. В 1981 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Композитор был удостоен Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии России (1992), награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и II степени (2002, 2007). Он является лауреатом Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска" (2009).

В декабре 2012 года Щедрину были вручены диплом и медаль лауреата премии Москвы.

Композитор является почетным профессором Московской консерватории (1997), Санкт-Петербургской консерватории (2005), Пекинской центральной консерватории (2008).

Родион Щедрин женат на известной балерине Майе Плисецкой, которой посветил многие свои произведения.